Ассортимент салона. Широка страна моя…

Опубликовано в О магазине

Широта ассортимента

Пройдитесь по магазинам (особенно по продовольственным гипермаркетам класса «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор» и т.п.) и постарайтесь найти кардинальные отличия в ассортименте представленных товаров. Выйдите ночью на улицу и осмотрите все доступные Вам ночные магазины — цель посещений та же, поиск существенных различий в товарных рядах.

Различия будут минимальны, на уровне предпочтения к торговым маркам: майонез тот или этот, пиво то или это, колбаса та или эта, молоко, овощи, вина, спиртное — схожие марки с похожими процентами и подписями под названием, оригинальная, но унифицированная упаковка — все это известно Вам. Так зачем искать различия? — спросите Вы. А кто Вам сказал, что Вас посылали искать различия — Вашей главной задачей была оценка широты ассортимента в успешных действующих торговых точках.

Естественно, что ассортимент в разных типах торговых точек будет значительно отличаться — широкий ассортимент супермаркетов и узкий ассортимент «ночников» бросаются в глаза любому внимательному покупателю.

Как же обстоит дело с широтой ассортимента в ортопедическом салоне?

Для понимания этого вопроса определимся с тем, что значит широкий ассортимент в специализированном магазине. 

Широкий ассортимент

Широкий ассортимент — наличие на прилавках и складе торговой точки максимального количества групп или видов ортопедических изделий. При этом в каждой ассортиментной нише могут быть представлены всего одно-два изделия, причем ценовая категория товара в данной ситуации не имеет значения. Главное, чтобы любой покупатель мог увидеть «и то, и другое, и третье…».

Широкий ассортимент легко представить в виде диаграммы (рисунок 1, отдельное окно), на которой отображены виды изделий и их количество в ассортименте.

Широта ассортимента на схеме отображена по оси Х — в данном разделе ассортимента представлены все распространенные виды компрессионных изделий. Обратите внимание, что в выкладке представлены по несколько товарных позиций под разными торговыми марками, что однозначно указывает на широкий ассортимент розничного салона.

При сравнении широты ассортимента в разных группах товара (и оценки широты в конкретном салоне по сравнению с конкурентами) удобно пользоваться следующей формулой, по которой вычисляется коэффициент широты ассортимента:

За действительную широту ассортимента в данной формуле берется фактическое количество единиц товаров нужной группы (в нашем примере — компрессионный трикотаж) в данном салоне.
Базовая широта определяет количество изделий оцениваемой группы, которые можно закупить у поставщика (например, поставщик имеет в своем ассортименте 18 позиций трикотажных изделий).

К таким же расчётам можно прибегнуть для оценки ассортимента в целом, а не только конкретного вида товара.

При наличии в зале всего 3-4 разновидностей трикотажа (из 15 представленных) ассортимент можно было бы назвать узким, 8-9 позиций трикотажа в приведенном примере составляют средний по широте ассортимент.

Максимальную широту ассортимента в местах реализации ортопедических товаров обеспечивают супермаркеты здоровья, крупные сетевые ортопедические салоны (особенно «дочки» дистрибьютеров), крупные магазины по реализации ортопедической продукции. В таких точках прайс-лист может содержать до нескольких тысяч разновидностей товара.

Высокая широта ассортимента характерна для монобрендовых салонов (которых на ортопедическом рынке практичеки нет на нашем рынке как монобрендовые более распространены салоны и магазины «одного поставщика»).

Широта ассортимента в аптеках или салонах, только начинающих свое развитие, чаще всего является небольшой — до 100-150 позиций. Это нормальное явление, основанное на политике розничной точки. Большая широта ассортимента требует значительных складских запасов, денежных вложений (оборот которых может значительно растянуться во времени).

Желание покупателя приобрести товар в конкретной торговой точке можно удовлетворить, не залезая в большие затраты. Хорошим способом удовлетворения спроса является работа под заказ: покупатель вносит в кассу часть оплаты или полную стоимость товара, а сотрудники ортопедического отдела в аптеке или в салоне берут на себя труд найти нужное покупателю изделие и доставить его в нужное место. С точки зрения коммерсанта этот способ является предпочтительным и единственный его недостаток — время, которое затрачивает покупатель на ожидание товара.

Нет комментариев к записи

Добавить комментарий